Ходынка
Да, вот такой анклав Авиации в центре столицы. Эх..Ходынка. Наверное, нет ни одного "понимающего", в сердце которого с болью не звучало бы "Ходынка".. Я впервые попал на Ходынку осенью 1998 года. До этого здесь не был, и ничего не представлял. Получилось так. В клубе (тогда еще на Авиамоторной, в ДК "Компрессор"), просматривая один из старых номеров М-Хобби, меня привлекла фотография на задней обложке журнала. Фото изображало необычно длинное, высокое здание угловатых форм, на фоне которого строем стояли боевые самолеты.. И Су-15, и МиГ-25.. Было понятно, что это не аэродром, и не Монино. Это где то в Москве. Адрес нашел: Ленинградский проспект, Ходынское поле.. Наверное, это была реклама открывшейся выставки. ..Неужели это всё в Москве!? То есть, не в Монино, и не на закрытой авиабазе, куда попасть можно только "коллективно", экскурсией, непонятно как в эту экскурсию попав: шаг вправо, шаг влево- наказуем, фотографировать только с письменного разрешения... и прочее.. Не говоря уже обо мне- приезжем, без месных регистраций, да и особо то- без денег. Можно так запросто сесть в метро, дойти пешком до музея, и увидеть всё это своими глазами?.. Возможность оказаться рядом с Авиацией в любой момент, когда хочется, а не ждать два года очередного МАКСа, притягивала. В один из выходных я собрался и отправился на поиски. Станция метро Динамо, далее пешком. Оказалось недалеко. Пройдя немного, вдалеке я увидел крышу того самого оргинального вида здания, что было на фото. Значит- иду правильно. Аэровокзал..(Что бы это значило?..) Управление Гражданской Авиации.. Памятник Черемухину- одному из основоположников советского вертолетостроения.. Тут все с привкусом неба.. Множество дорогих иномарок- стоянка автомобилей, множество людей. Длинное здание оказалось огромным вещевым рынком, с закрытой стоянкой, вьезд через охрану... Я прошёл дальше. За зданием, направо, узкая асфальтированная дорога. Впереди бетонный забор и ограждение из труб. Закрыто. Сбоку проход. Какой-то человек в форме охраника. Я вошёл в проход. И- только за оградой, мне открылся- Музей! Да, конечно, это он! Огромный Ми-6 -с ума сойти! Вот так, запросто.. Никого внутри нет, ни машин, ни даже людей не видно. Охранник, стоящий немного поодаль, смотрит на меня. Невдалеке от него два каких-то человека. Я понимаю, что просто взять и пойти к самолетам нельзя. Я буду окрикнут, и придется обьяснять. Я подошёл к охранику и показав большим пальцем назад, спросил его: "А можно попасть в музей?". Он ответил: "Вон директор стоит". И указал на одного из тех двоих, что стояли невдалеке от него. Это был невысокий человек зрелых лет, выглядевший вполне обычно. Он также смотрел на меня. Я подошёл к нему. Директор сказал мне: "Мне не нравится как вы показали..". Я не совсем понял его. А потом он кивнул в сторону: "Вон касса". Я, несколько смутившись непонятной фразой директора, вместе с ним прошёл до маленького киоска, на витрине которого виднелись книги и журналы. Директор сказал: "Подождите здесь", а сам пошёл внутрь, сдвинув металлическое ограждение. Пока я ждал, изучал содержимое киоска. Там продавались даже некоторые модели, я помню нововский Джавелин в синей коробке завода "Прогресс". Меня привлекла толстая книга Э.Бедретдинова "Су-25" (это было первое издание). Я до этого не встречал эту книгу в продаже.. Появился человек, занял место в киоске. Я у него купил билет и книгу.. Затем человек этот вышел, запер за собой дверь ларька, сдвинул ограждение и я двинулся внутрь. Что сказать? Большинство самолетов и вертолетов я видел впервые.. Ми-1, Ми-24А, Ми-4, Ми-6.. Су-17, Су-15, МиГ-25, Як-25, Як-27Р, МиГ-17, МиГ-19.. Стоит ли говорить об этом? Ил-28, МиГ-21СМТ.. У входа стоит родной Су-25, я уже давно не дотрагивался до него. Огромный Су-27, странно окрашенный, с белым носом, "обрезанным" килем. На мордах многих машин наклеен красный крест с надписью внутри "С нами Бог". Я первые видел Як-38 и совсем редкий Ту-123 "Ястреб"- о нем я не знал почти ничего, он казался фантастическим кораблем- как то не совсем верилось, что этот аппарат может летать просто, по-самолетному. В этот день я познакомился на Ходынке с человеком, бывшим стрелком Ил-28. Мы с ним много общались, он рассказывал о службе, о полетах на Иле. Он как то сумел приобрести пластикартовский Ил-28 в сотом масштабе, и теперь перед ним стояла задача собрать его. Я носил свою книгу, даже испачкал её, ведь руки от аллюминия у меня стали серыми. МиГ-19-ых было два: перехватчик и истребитель ранних серий, ещё без цельноповоротного Г.О. МиГ-21СМС (известный всем по минской модели) был без опознавательных знаков, видимо крашеный уже после летной службы. Су-7, и даже Су-7У. Су-15 ранний (прототип всех Су-15-ых?), Су-15Т, Су-15У. Каким то чудом- Су-9! Яков 27-ых было аж 3 машины, Як-25- две. Несколько разных МиГ-23: "М","МЛД","БН"(прототип). Безпилотники: КС, Ла-17, какие то небольшие Ту (я их толком не знал). За забором в траве стояли два Як-27Р (из трех), один из которых опытный, с обтекателем в задней нижней части фюзеляжа, и Як-28Р, стоявший между этими двумя. Эти самолеты оказались брошеными, и их постепенно "разбирали". Рядом находилась гусеничная машина, с ракетой- вероятно, элемент одной из систем ПВО. Кроме того, внутри, на территории выставки лежала отчлененая носовая часть МиГ-23 -без носового обтекателя, одна кабина. Тут же- фюзеляж Ми-2, без дверей, почти пустой внутри. Чуть по-дальше в траве, на боку остов фюзеляжа Ми-1. Когда началось "сокращение" выставки, эти машины первыми пошли в лом. Но это было через несколько лет. А тогда же, большее кол-во машин находилось в относительно нормальном состоянии. На многих были спущены шины или продавлена гидравлика: МиГ-23, МиГ-29 (из опытных, борт 04) -буквально "сидели" на хвостах. Фонари же почти на всех оставались целы, и прозрачны, с налетом желтизны- у МиГов. На МиГ-25 -ых сопла стояли со створками (это потом уже, спустя года полтора, створки сняли, а сопла закрыли самодельными заглушками). Киль Ил-14 сиял своей большой красной звездой. Два смотрителя, люди явно не безразличные к музею, ездили на велосипеде, присматривая за посетителями. В следующем году я часто бывал на Ходынке. Старался выбраться в каждый выходной. Мало что менялось, разве только экспонаты смотрелись все хуже. Кое-где появились пробитые фонари, развороченые люки. Особенно страдали Яки -те что за забором. Выставка заростала травой, и казалось, становилась все более заброшенной. Всякий раз, будучи здесь, я ощущал легкую грустинку, понимая, что конец близок.. Впрочем, сотрудники выставки, по мере возможности, работали над сохранением экспонатов, что то собирали, красили, латали. Помнится, была идея собрать из двух Як-25, находящихся в плохом состоянии, один (что мной вовсе не приветствуется-нужно востанавливать сразу оба, а чужие органы могут и "не прижиться"). И как будто даже что то было сделано, этот Як стоял потом напротив вагончика руководства- крашеный серебрянкой. Помню, как то летал над ВПП планер юниорского класса (возможно- БРО-11), для разгона которого использовали автомобиль. Любители быстрой езды также часто пользовались этой полосой, может быть, только здесь в Москве можно было "выжать" из своего автомобиля всё, на что он был способен. Затем на Ходынке стали проводить гонки.. Справа, на кончике ВПП, собирались авиамоделисты, практически всегда в выходные в теплое время года, здесь гудели радиоуправляемые модели самолетов, вертолетов. Авиамоделисты приезжали на своих автомобилях, которые ставили здесь же, и сдалека это напоминало хорошую автостоянку. Правее выставки, располагался ангар-склад, сюда приезжали грузовики, вокруг по высокой траве носились сторожевые собаки. Иной раз я замечал милицейские машины, едущие вдоль полосы по тропинке. В стороне рос кустарник и мелкие деревья, бывало милиция останавливалась и стояла долго около этих кустов. Выходили из машин. Я не любил московскую милицию, меня эти "маневры" пугали.. Невдалеке с брошеными Яками находилась грунтовая площадка. Трава на ней не росла. Часто сюда приезжали "грузины", поиграть в футбол. Да, грузины- они все говорили друг с другом на грузинском языке. Приезжали на иномарках. С полдня гоняли мяч, громко кричали, свистели. На Ходынке было как то по-домашнему спокойно- можно потеряться в этом просторе, не мешая никому, и поэтому оставаясь самим собой. А можно просто загорать, лежа на крыле Як-27. Летом здесь вырастала трава по-пояс. Напротив высились ангары Ильюшенского КБ. Во дворе территории, огражденной бетонным забором, виднелся фюзеляж Ил-76. В другой стороне, перед входом в ангар, стоял другой Ил-76, окрашеный серым цветом, с российским флагом на киле. Без двигателей. Мне как то даже удалось взглянуть внутрь территории завода: на земле лежали какие то трубы, остовы металлических лесов.. Впечатление глухоты и запустения. Через пару лет фюзеляж Ила изчез, а второй Ил-76 продолжает стоять, слава Богу. Приблизительно, с середины 2002 года на Ходынке начинается уничтожение техники. Неизбежность и даже абсурдность существования выставки была очевидна. При всей роскоши делового центра, дряблый обшарпаный металл, казался островом, до которого просто ещё "не дошли руки". За несколько лет вокруг и на самом Ходынском поле выросли такие здания и высотки-монументализм которых просто поражал воображение.. Были разрезаны и вывезены: остовы вертолетов Ми-1 и Ми-2, кабина МиГ-23, МиГ-19П, МиГ-23М (один из двух), Як-27Р (внутри выставки), Як-25 (один из двух), и - "Ястреб",Ту-123.. Возможно, это был последний экземпляр "Ястреба".. Его нет больше ни у кого, даже в Монино. Из приблизительно 70-ти построенных машин, не осталось ни одного.. Но- не надо эмоций. Далее пошли все Яки- что за забором. Еще долго в траве можно было отыскать какие-нибудь мелкие фрагменты самолетов. Я был счастливчиком. Мне досталась одна из подкрыльевых стоек шасси Як-27, отрезанная сварочным аппаратом от основания. Без колеса. Стойка хранилась у меня дома, до тех пор, пока, в мое отсутствие, её не выбросили.. Но-это уже другая история.. С приходом массовой застройки Ходынского поля, выставку "свернули", скомкали как бумажный лист. Су-25 забрало ОКБ Сухого- для пямятника на своей территории. Остальную технику собрали на ВПП, огородив забором. Поставили охрану. Отрадно было обнаружить среди остальных еще и "новичка": МиГ-21ПФ, стоящий до этого момента в виде памятника на высоком постаменте, здесь же, у забора ОКБ Сухого, не уничтожили, когда разбирали постамент. И теперь этот МиГ- "на пузе", ведь шасси у него нет. Но- все также, с ракетами на пилонах. От ничего не делания, техника дряхлеет. Основательно пожелтевшие фонари уже разбиты, кабины разпотрошены. В начале 2009 года случился пожар в салоне Ил-14, в результате чего верхняя часть фюзеляжа оказалась уничтоженной огнём. Но и сейчас посмотреть выставку приходят люди. Хоть выставка и закрыта, но если попросить охраника.. Сюда приходят с детьми, приходят парочки, приходят просто увлечённые и неравнодушные люди. Потому, что выставка, вернее то, что от неё осталось, одно из немногих мест в Москве, где можно ощутить прикосновение к небу, что то познать- наверное, стать чуточку чище. 2010г. |