Я в Белоруссии с 1990 года. При мне было две выставки в Витебске - в начале февраля 1991 года, и где-то году в 95-м, больше у нас крупномасштабных выставок не проводилось. Однако, выходил модельный самиздат - сперва "Аэроплан-Курьер" (черно-белый, плохо отпечатанный, формат А4), потом он сменил вывеску и стал журналом "Фантом", того же формата - просто, помимо чисто модельного материала, там давались коммерческие материалы - дешевые детективы, фантастика, советы домохозяйкам и прочая дребедень. А с 1994 года стал выходить нормальный модельный журнал, "Аэроплан", в цвете, в глянце, с хорошей печатью. Выходил бы и до сих пор, если бы не... Журнал даже по нынешним временам выглядит солидно, у меня шесть номеров еще сохранилось.
Из моделей, в продаже было NOVO Минского разлива - самой дешевой моделью был "Учебный биплан" (DH-60G Gipsy Moth), стоил он в 90-м году 50 копеек. Также были в продаже "Фантом", "Бофайтер", "Спитфайр" IX, "Хеллкэт", реже - "Уитли" - все в ужасных картонных коробках. Где-то спустя полгода после моего приезда, в продаже появился "Балтимор" - кооперативный, из Кишинева, стоил 3 рубля 50 копеек. Он был упакован в коробку, стилизованную под NOVO, но из тонкого картона, она очень быстро разваливалась. Все магазины были завалены "Балтиморами", даже в продовольственных были. Примерно в этот же момент, были в продаже Р-40В/С, в NOVOвских коробках - точнее, верх был NOVO, а низ левый, с плохой цветностью - говорили, что в Ташкенте сгорел склад с NOVOвскими низами.
"Уайлдкэтов" в гос. продаже уже не было, и эта модель считалась редкостью. Их продавали на выставках, именно в кооперативном разливе - надо сказать, отливка была очень качественная, а вот фонари частенько были подцвеченными, то зеленоватый, то синеватый, и их советовали держать под солнечным цветом, чтобы выцвели. А вот государственный "Уайлдкэт" я случайно купил на рынке у бабки, году в 96-м, и кстати коробка у него была с шикарным рисунком, скопированным с фирменной коробки FROG.
Из не-NOVO, во-первых, были польские планеры - "Муха", "Гил", "Бочан", "Янтарь" и "Сеп". Очень достойные модели. Ну, и были упомянутые Вами МиГ-21 и По-2. МиГ на тот момент был настоящим шедевром - люди с ним конкурсы выигрывали. Что касается По-2, он дубоват, по сравнению с аналогом от KP, но хорошо раздеталирован, и имел несколько вариантов - ЛНБ, с гаргротом, на лыжах, на поплавках.
Легенда белорусского моделизма - три модели, якобы от израильской фирмы "Старфикс". Тайна состоит в том, что до сих пор никто не знает, кто был владельцем пресс-форм, и где они находились - люди уже тогда скрывались от налоговой. А модели были неплохие, и доступные - их много успели наштамповать, прежде чем дело накрылось. Лучше других, был вертолет HH-3 Jolly Green Giant - у нас перевели как "Зеленый толстяк", хотя на самом деле, Jolly Green Giant - это "Радостный зеленый великан", марка популярных овощных консервов. Он был реально неплох, этот вертолет, и я сделал глупость, что продал свою отливку - хотя, кто знал, что изобилие кончится так скоро. UH-1 "Ирокез" в 1:48 казался мне неплохим, пока я не сравнил его с аналогом от Итала. После чего сразу и без сожаления отдал в песочницу детям. Ну, и еще у них была серия F-5 Freedom Fighter, которую я никогда не покупал, и в руки не брал, ага. По отзывам - чуть лучше NOVO.
Матвей,
Витебск.

Hosted by uCoz